Вопросы и ответы по роботизированной сварке в Казани

Часто задаваемые вопросы на темы робототехники, автоматизации производства и т.д.

Насколько эффективны РТК в небольшом, немассовом производстве?

Сегодня бытует стереотип, что роботы на немассовом и небольшом производстве не эффективны. На самом деле это не совсем так. Эффективность РТК измеряется не только производительностью и высвобождением людей от трудоемких операций. Иногда без роботов на производстве никак не обойтись. Например, если речь идет о вредных и тяжелых условиях труда для человека. И вовсе не обязательно, что речь здесь идет о массовом производстве, такие условия могут быть и на маленьком предприятии. Роботы могут быть эффективно задействованы в тех задачах, где важно качество продукции и велика цена ошибки при нарушении технологических режимов. В этом случае очень велика ответственность человека при выполнении таких производственных операций.

 

Да, роботы действительно получили распространение прежде всего на массовом производстве, и, как известно из истории, прежде всего в автопроме. Но с тех прошло уже много времени и сегодня рынок перестраивается в сторону кастомизации (индивидуализация продукции под заказ конкретного заказчика), т.е. речь идет о все более конкретном удовлетворении требований для клиентов и заказчиков. Например, на автопроме делаются машины под заказ – конкретный цвет, конкретная комплектация. На пищевом производстве – это выпуск малых партий продукции, заказанной для доставки на отдельные торговые точки.

 

Большинство рынков сегодня пытается уйти от этой массовости. Конечно, выпуск крупной партии продукции остается. Но тенденция к кастомизации сейчас присутствует и в робототехнике. Поэтому если раньше мы говорили о том, что роботы должны исполнять тысячи раз одну операцию, то роботы сегодня и в будущем выполняют по несколько раз тысячи разных операций. Именно это сегодня является тенденцией развития в робототехнике. При этом увеличивается роль сенсорики и программного обеспечения, появляются самопрограммируемые системы или системы параметрического программирования. Такие системы позволяют быстро производить переналадку, оперативно перестраиваться от выполнения одной операции к другой. Появляются различные комплексы, которые вообще не требуют оснастки, а это значит, что время переналадки комплекса при переходе от одного изделия к другому сокращается до времени перепрограммирования.

Поэтому нельзя наверняка сказать, что роботы эффективны только для массового производства. Нужно учитывать специфику каждого предприятия, каждого производственного участка.

Есть мнение, что роботы приведут к безработице. Так ли это?

Вся история развития человечества связана с повышением производительности. На первый взгляд кажется, что увеличение производительности означает, что на производство требуется меньше людей, но история показывает, что это не совсем так. С увеличением производительности на рынке труда появляются новые профессии, растут потребности у людей.

Даже если не брать во внимание механизацию, которая очень много людей освободила от трудоемкой работы, то роботизация в общем объеме автоматизации, наряду с применением автоматизированные линий на базе промышленных контролёров и станков с ЧПУ, занимает не больше 9%. Так почему же мы в этом вопросе акцентируемся лишь на роботах?

Вспомним картинки индустриализации 30-х годов в нашей стране. Например строительство каналов. Сотни, даже тысячи людей с лопатами, кирками, тачками… Сейчас всех этих людей заменяет один роторный экскаватор. Но разве внедрение экскаваторов привело к безработице? Ни один робот не заменяет столько людей, сколько может заменить такой экскаватор. Но это только для примера.

Исследования Международной федерации робототехники и статистика показывают, что в развитых промышленных странах существует четкая корреляция между числом внедренных роботов и вновь образованных рабочих мест. Наиболее четко эта корреляция наблюдается в автомобильной промышленности.

Дело в том, что роботизация повышает производительность, качество продукции. Это позволяет более своевременно удовлетворять потребности заказчиков. В итоге это приводит к увеличению прибыли, а полученная прибыль затем инвестируется в расширение производства, создание новых производств. Таким образом действует такая логическая цепочка: роботизация — повышение производительности и качества – увеличение прибыли- инвестиции-новые рабочие места.

Давайте представим себе два инвестиционных проекта, ориентированных на производство одного продукта. Но на одном производстве используется роботизация, а на другом используется ручной труд. Логично предположить, что с большей вероятностью предпочтение при инвестировании будет отдано проекту, предусматривающем роботизацию. А это как раз и значит, что, в данном случае именно благодаря роботизации появится новое производство и будут созданы новые рабочие места. Проект же с использованием ручного труда останется пылиться на полке, а, скорее всего, самим ходом истории будет отправлен в урну.

Конечно же, при внедрении роботов люди освобождаются от выполнения некоторых операций. Но происходит это локально в пределах производственного участка, предприятия. При этом появляется необходимость в других квалификациях, программирование роботов, их обслуживание, совершенствование технологий и бизнес-процессов производства с учетом возможностей роботизации и т.д. Все это создает новые профессии и специальности. В этом и есть логика развития производственных сил, не только робототехники. На смену высвобождаемым профессиям приходят новые. И, как показывает статистика, приходит больше людей.

В настоящее время на многих крупных предприятиях сложилось такое понимание социальной ответственности бизнеса, которое в значительной степени тормозит внедрение роботов, в силу установки не сокращать сотрудников. На наш взгляд социальная ответственность в данном случае должна состоять не в том, что бы просто избегать увольнений сотрудников, а в том, чтобы создавать им возможности для переобучения и повышения квалификаций и за счет этого обеспечить более комфортные и более материально выгодные условия труда, основанные на современных технологиях.

Согласно исследованиям Лондонской школы экономики, с помощью роботов в настоящее время можно выполнять всего лишь около 10% операций, ранее или сейчас выполняемых в ручную. В тех производствах, где этот 10 процентный «лимит» исчерпан или подходит к концу, все больше и больше находят применение коллаборативные роботы, использование которых позволяет сочетать производственные возможности роботов и человека. В России же, где, к сожалению, плотность роботизации на порядки меньше, чем в развитых в плане роботизации странах, мы очень далеки от этого «лимита». Так что безработица по причине роботизации нам не грозит.

Где взять квалифицированный персонал для управления роботами?

Еще один распространенный стереотип о робототехнике — сложно найти квалифицированный персонал для эксплуатации робота. В первую очередь надо отметить, что по сложности управления робототехнический комплекс не сложнее, чем современный станок с ЧПУ. Во-вторых, большинство квалифицированных интеграторов всегда обеспечивают роботизированный комплекс необходимыми интерфейсами человек-машина и инструкциями, которые позволяют максимально снизить требования к операторам и исключить возможности ошибочной эксплуатации комплекса. Также для повышения гибкости РТК очень много делается в части программного обеспечения и сенсорики.

Правильно разработанный и настроенный РТК на программном и аппаратном уровнях исключает или минимизирует возможность отклонения от требуемых технологических режимов, гарантируя стабильность качества продукции, обеспечивает безопасность эксплуатации. Надежность РТК определяется не надежностью робота, а надежностью функционального оборудования, входящего в состав РТК, так как надежность робота, как правило, существенно выше, чем надежность многих элементов РТК. Поэтому для обслуживания РТК требуется не так много квалификаций связанных с обслуживанием непосредственно роботов, а требуются в целом те же квалификации, что и для традиционного технологического оборудования. Таким образом, при хорошо отлаженной работы комплекса вовсе не нужен оператор с высшим образованием. Человек, которые имеет навыки работы с компьютером сможет научиться управлять отлаженным роботизированным комплексом.

Вопрос квалификации кадров для роботизации состоит не в том, где взять персонал для эксплуатации роботов. Вопрос состоит прежде всего в том, что технический и управленческий персонал предприятий плохо осведомлен о возможностях современной промышленной робототехники. И этот факт, как следует из специального исследования проведенного ассоциацией НАУРР (Национальная ассоциация участников рынка робототехники), является одной из основных причин препятствующих более широкому распространению промышленной робототехники в нашей стране.

Промышленная робототехника проникла практически во все производственные отрасли, и получает все большее и большее распространение. Она стала одной из основ нового технологического уклада, основанного на цифровых технологиях. Поэтому представления о робототехнике и базовые знания о ней должны стать элементом культуры по крайней мере технического персонала, подобно тому как представления о компьютерах и навыки использования персональных компьютеров стали частью культуры любого современного человека.

Сварка в Казани телефон
Позвоните нам
Сварка в Казани почта
Напишите нам
Сварка в Казани режим работы
Режим работы
Ежедневно 08:00 - 18:00